ФИЗКУЛЬТУРНО -ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДОУ

В раннем возрасте у ребенка очень высока двигательная и двигательно-речевая активность, которая в дошкольном возрасте дополняется познавательной активностью. Двигательная активность – необходимое условие, определяющее здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие человека. Движение имеет большое значение в раннем возрасте – оно положительно влияет на становление и развитие психических качеств ребенка. В дошкольном возрасте с помощью двигательной активности ребенок приспосабливается к окружающему миру. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма. Двигательная активность оказывает многостороннее оздоровительное влияние на организм ребенка: развивает мышечную и центральную нервные системы, опорно-двигательный аппарат, обеспечивает усвоение ребенком доступных его возрасту движений, укрепляет потребность в движениях. Регулярная физическая активность приводит к повышенному снабжению кислородом жизненно важных органов, предупреждает риск сердечно-сосудистых заболеваний и мышечной слабости, стимулирует здоровый образ жизни. Для нормального роста, развития и функционирования детского организма физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении должна быть направлена на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности

К физкультурно-оздоровительным мероприятиям в детском саду относятся следующие:

утренняя гимнастика – ее цель создать у детей хорошее настроение и поднять мышечный тонус. Виды утренней гимнастики: традиционная, ритмическая, игровая, оздоровительно-беговая, с использованием простейших тренажеров, с использованием полосы препятствий

физкультурные занятия - проводится постоянное обучение и воспитание, постепенное увеличение физической нагрузки, закрепление и совершенствование двигательных навыков и умений. Необходимо учитывать, чтобы при выполнении упражнений прилагались физические и умственные усилия. Виды физкультурных занятий: традиционные, игровые (на основе народных подвижных игр, игр-эстафет, с использованием подвижных игр), сюжетные, тренировочные, занятия-походы, физкультурно-познавательные, тематические), комплексные, итоговые).

В систему физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в нашем МБДОУ детский сад №18 «Солнышко» включены следующие мероприятия: дыхательная гимнастика, подвижные игры, занятия по физической культуре. 

Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре.

В процессе нашей деятельности мы пришли к выводу:

1. Осуществляя физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ, нам удается воспитывать в ребенке потребность в ЗОЖ.

2. Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ способствует формированию гармонически развитой личности гармонически развитой личности.

СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ

Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Для достижения целей значение имеют:

Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитием каждого ребенка;

Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

Творческая организация (креативность) процесса воспитания и обучения;

Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

Уважительное отношение к результатам детского творчества;

Обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;

Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ В ДОУ

Лечебная физкультура представляет собой комплекс мероприятий, которые необходимы для укрепления здоровья, а также для предупреждения и лечения различных болезней.

Для детей лечебная физкультура является несложной и очень эффективной. При правильно подобранной дозировке она не имеет побочных эффектов и различных противопоказаний. Лечебную физкультуру для детей применяют в качестве профилактики и лечения многих заболеваний: плоскостопия, нарушения осанки, дисплазии тазобедренных суставов, косолапости, коликов, пневмонии, желудочно-кишечных расстройств, бронхиальной астме и многих других болезней.

Для того чтобы ребенок развивался правильно ему необходимо постоянное движение. Особенно потребность в движениях и прикосновениях имеют дети до одного года.

 

С помощью лечебной физкультуры обеспечивается стимуляция деятельности всех систем и органов детского организма. Независимо от того, на какую часть тела идет воздействие, оно будет комплексным и гармоничным. Лечебная физкультура обязательно должна подбираться квалифицированным специалистом для каждого ребенка индивидуально. Только в этом случае обеспечивается правильное развитие ребенка, предупреждается отставание в росте, повышается эмоциональный тонус и появляется ощущение «мышечной радости».

Такая физкультура позволяет усиливать обменные процессы в организме ребенка, способствует снятию воспалительных процессов в различных органах и тканях, активизации процессов заживления ран и быстрой нормализации всех нарушенных функций в организме.

Как правило, в комплекс лечебной физкультуры входят:

    осуществление лечебного массажа;

    использование физических упражнений и подвижных игр;

    применение естественных факторов внешней среды (воздуха, солнца, воды);

    осуществление различных упражнений с применением тренажеров;

    применение различных лечебных положений тела;

    проведение трудотерапии.

С помощью физических упражнений формируется правильная осанка, улучшается координация движений, устанавливается правильное дыхание, повышаются силы и выносливость организма, развиваются волевые качества личности, улучшаются функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем, закаливается и укрепляется весь организм ребенка.

Для лечебной физкультуры есть как показания, так и противопоказания. Лечебной физкультурой нужно заниматься:

всем здоровым детям;

детям, которые имеют какие-либо временные отклонения от нормального состояния здоровья;

детям, которые имеют различные заболевания: искривления позвоночника, косолапость, плоскостопие, кривошею, запоры, колики, пневмонию, бронхиальную астму и т.д.;

 Противопоказаниями являются:

    наличие высокой температуры тела;

    общее недомогание ребенка;

    кровотечения;

    острая форма или фаза обострения любого заболевания;

    возникновение гипер- и гипотонических кризов.

Заниматься с ребенком лечебной физкультурой нужно каждый день или через день. Занятия должны быть регулярными. Физическая нагрузка увеличивается постепенно. Все упражнения подбираются для каждого ребенка индивидуально, исходя из его возраста, особенностей развития организма, а также периода и формы заболевания.

Перед тем как начать выполнять упражнения лечебной физкультуры в домашних условиях, комнату необходимо проветрить и провести в ней влажную уборку. Занятия проводятся на спортивном коврике и при открытой форточке. Ребенок обязательно должен быть в свободном спортивном костюме, чтобы ничего не стесняло его движений. После проведения гимнастики можно осуществлять закаливающие процедуры (влажное обтирание тела утром и мытье ног прохладной водой вечером), но только если позволяет состояние ребенка.

 Полезные материалы:

Значение и организация утренней гимнастики в семье

Спортивный уголок дома

Дыши правильно

О летнем отдыхе детей

Здоровье - всему голова

Осанка и её значение в укреплении здоровья

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук

 

Вторник, 05 Ноябрь 2013 13:31

Медицинский кабинет

Организация медицинского обслуживания детей
в МБДОУ № 18 детский сад «Солнышко»
 
Медицинское обслуживание - это организационно-медицинская работа, обеспечивающая проведение медицинских осмотров детей, профилактических и оздоровительных мероприятий, медико-педагогической коррекции; санитарно-просветительская работа, включающая консультирование семей по вопросам физического развития, укрепления и сохранения здоровья ребенка; взаимодействие с учреждениями здравоохранения по вопросам оказания медицинской помощи детям, внедрения эффективных форм профилактики и оздоровления детей дошкольного возраста.
 
Для работы медицинского персонала имеется специально оборудованный медицинский блок, включающий медицинский и процедурный кабинеты, изолятор. Материально-техническая база медицинского блока соответствует требованиям СанПиН.
 

Задачами медицинского обслуживания в ДОУ являются:

  • получение объективной информации о физическом состоянии и здоровье детей.
  • анализ физического, нервно-психического развития и здоровья детей для планирования профилактических и оздоровительных мероприятий.
  • осуществление эффективной организационно-медицинской работы в ДОУ, своевременное внесение соответствующих коррективов в медицинское обслуживание детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
  • проведение консультационно-просветительской работы с работниками ДОУ и семьями воспитанников по вопросам физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста.

Медицинский персонал, осуществляющий медицинское обслуживание воспитанников ДОУ, выполняет следующие функции:

Разрабатывает:

  • план организационно-медицинской работы с учетом эффективных оздоровительных технологий и рекомендаций современной медицинской науки;
  • план профилактической и оздоровительной работы, включающий мероприятия по предупреждению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья детей;
  • комплексы физических упражнений по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, формированию у детей правильной осанки и предупреждению плоскостопия (совместно с инструктором по физкультуре);
  • памятки по организации режима дня, режима двигательной активности.

Составляет:

  • меню, обеспечивающее сбалансированное питание воспитанников;
  • график проведения вакцинации;
  • график контроля выполнения работниками санитарно-эпидемиологического режима.

Осуществляет:

  • динамическое медицинское наблюдение за физическим развитием и ростом детей;
  • антропометрические измерения воспитанников;
  • распределение детей на медицинские группы;
  • медицинский осмотр и иммунопрофилактику (совместно с врачом-педиатром);
  • оказание первой медицинской помощи при возникновении несчастных случаев;
  • наблюдение за самочувствием и физическим состоянием детей после прививок и на физкультурных занятиях;
  • дифференциацию детей по группам для занятий физической культурой в целях профилактики и коррекции имеющихся нарушений;
  • выявление заболевших детей, своевременную их изоляцию;
  • информирование администрации и педагогов ДОУ о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для воспитанников с отклонениями в состоянии здоровья, заболеваниях острыми инфекциями, гриппом, энтеробиозом и т. д.;
  • информирование территориальных учреждений здравоохранения и Роспотребнадзора о случаях инфекционных и паразитарных заболеваний среди воспитанников и работников ДОУ в течение двух часов после установления диагноза.

Проводит:

  • консультации по вопросам физического развития и оздоровления детей;
  • консультационно-просветительскую работу с педагогами, родителями (или законными представителями) по вопросам физического развития детей, воспитания здорового образа жизни, профилактики инфекционных заболеваний, адаптации детей;
  • мероприятия по профилактике и предупреждению заболеваний (витаминизация, фитотерапия и др.);
  • работу с воспитанниками и работниками ДОУ по формированию здорового образа жизни.

Участвует:

  • в проведении скрининг-тестирования детей;
  • педагогических совещаниях по вопросам оздоровления и закаливания детей.

Контролирует:

  • режим физических нагрузок детей с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей;
  • двигательную активность детей на физкультурных занятиях и в течение дня;
  • организацию и проведение закаливающих мероприятий;
  • качество организации питания детей;
  • санитарно-гигиенические условия осуществления образовательного процесса;
  • соблюдение правил личной гигиены детьми и работниками ДОУ;
  • соблюдение обслуживающим и техническим персоналом санитарно-эпидемиологического режима;
  • ведение работниками ДОУ установленной документации в пределах своих полномочий.

Медицинский персонал в соответствии с действующим законодательством РФ несет ответственность за:

  • качество медицинского обслуживания детей.
  • оснащение медицинского кабинета ДОУ в соответствии с санитарными требованиями.
  • хранение медицинских препаратов, лекарственных средств и т. д.
  • ведение медицинской документации, предоставление отчетности.
  • проведение медицинских и профилактических мероприятий.
  • разглашение сведений об особенностях физического развития, заболеваний воспитанников.
  • правонарушения и вред, причиненный воспитаннику.

В дошкольном учреждении все дети дифференцированно распределяются по группам здоровья. Учитываются результаты расширенного медицинского осмотра, проводимого в детской поликлинике при оформлении в ДОУ, на основе проведенных профилактических осмотров в детском саду; затем группы здоровья корректируются за период посещения организованного коллектива и дальнейших медицинских наблюдений.

Выделяются следующие группы здоровья:

  • 1 группа – здоровые дети;
  • 2 группа – здоровые дети, имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения;
  • 3 группа – дети, имеющие хронические заболевания в состоянии компенсации;
  • 4 группа – дети, имеющие хронические заболевания в состоянии субкомпенсации.

   В 2013-2014 учебном году дети распределены по группам здоровья следующим образом:

п/п

Наименование группы

Кол-во детей

Группы здоровья

Группа по ФИЗО

I

II

III

основная

подготовительная

специальная

1

II группа раннего возраста

 

 

 

 

 

 

 

2

I младшая группа

 

 

 

 

 

 

 

3

II младшая группа №1

 

 

 

 

 

 

 

4

II младшая группа №2

 

 

 

 

 

 

 

5

Средняя группа

 

 

 

 

 

 

 

6

Старшая группа

 

 

 

 

 

 

 

7

Подготовительная группа №1

 

 

 

 

 

 

 

8

Подготовительная группа №2

 

 

 

 

 

 

 

9

Смешанная группа

 

 

 

 

 

 

 

Всего (чел.)

 

 

 

 

 

 

 

Всего (в %)

 

 

 

 

 

 

 

После медицинского осмотра данные о состоянии здоровья доводятся до сведения родителей и педагогов, а также разрабатывается комплекс мероприятий, направленный на раннее выявление патологии у детей, формирование групп риска, проведение профилактических и оздоровительных мероприятий для предупреждения формирования патологических изменений в организме ребенка, выявление отклонений в состоянии здоровья детей, имеющих функциональные нарушения здоровья, предупреждение хронизации процесса и реабилитация детей, имеющих хроническую патологию. Порядок и периодичность проведения диспансерных мероприятий предусмотрены вышеуказанными приказами и методическими рекомендациями Министерства здравоохранения. Ежегодно медперсонал организует и контролирует проведение плановых расширенных осмотров детей декретированных возрастов специалистами разных профилей и проведение лабораторной диагностики.

   Расширенные медицинские осмотры проводятся в зависимости от возраста в несколько этапов:

  • 2-3 года (перед поступлением в ДОУ) проводится педиатрами на участках:

1 этап – осмотр педиатра (анализ крови, мочи, кала).
2 этап – осмотр специалистами (ортопед, хирург, невропатолог, офтальмолог, оториноларинголог, стоматолог).
3 этап – оценка физического, нервно-психического развития, определение группы здоровья.

  • 3,4 года (внеплановый):

1 этап – доврачебный.
2 этап – осмотр педиатра.
3 этап – осмотр узкими специалистами по показаниям.

  • 5-6 лет (за год и перед поступлением в школу) осмотр проводится совместно медицинскими работниками:

1 этап – оценивает медицинская сестра на основе базовой скрининг программы.
2 этап – осмотр педиатра (анализ крови, мочи, кала).
3 этап – осмотр узкими специалистами (ортопед, хирург, офтальмолог, оториноларинголог, стоматолог, педагог, психолог, логопед).
заключительный этап – заключительный диагноз, оценка физического развития, оценка физической подготовленности, оценка нервнопсихическго развития,  группа здоровья, медицинская группа для занятий физкультурой.

После проведения профилактических осмотров проводится анализ эффективности проведения диспансеризации.

Анализ исходного уровня состояния здоровья детей, впервые поступивших в ДОУ в этом учебном году, показал, что доля детей с 1 группой здоровья составляет 13.3%, остальные дети относятся ко 2 группе. Актуальность проблемы обусловлена тем, что от исходного состояния здоровья зависит течение процесса адаптации детей к условиям организованного коллектива, заболеваемость их в период посещения ДОУ, и в конечном итоге, готовность к поступлению в школу.

Диспансерный учет осуществляется на основании данных детской поликлиники о наличии у того или иного ребенка хронического заболевания и на основании выявленной патологии при проведении медицинского осмотра при поступлении. Основным документом ребенка, состоящего на диспансерном учете, является «Карта развития ребенка» форма 112у, «Карта диспансерного учета» форма 30у. Списки детей, состоящих на диспансерном учете, занесены в «Журнал диспансерного учета» по нозологии. Осуществляется преемственность между участковой службой детской поликлиники, узкими специалистами и медицинской службой детского дошкольного учреждения. В конце года уточняются списки детей, состоящих на диспансерном учете, пишется годовой эпикриз, с перечнем проведенного лечения, обследования, рекомендаций по дальнейшему наблюдению.

При каждом врачебном осмотре, предусмотренном планом диспансеризации, отмечается динамика состояния здоровья и, при необходимости, определяется переход из одной группы в другую, в зависимости от ухудшения или улучшения состояния здоровья.

Организация работы по иммунопрофилактике управляемых инфекций основывается на следующей нормативной документации:
  • Приказ МЗ РФ № «О национальном календаре прививок»;
  • СП 3.3.1.1095-02 «Медицинские противопоказания и проведение профилактических прививок препаратами национального календаря прививок» 2002 год;
  • СанПиН 3.3.1.1123-02. «Мониторинг поствакцинальных осложнений и их профилактика» 2002 год;
  • «Иммунопрофилактика» Справочник под ред. Тоточенко В.К.;
  • СП 3.3.2.1248-03 «Условия транспортировки и хранения иммунобиологических препаратов»;
  • СП 3.3.2.1120-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям транспортировки, хранению и отпуску гражданам медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики, аптечными учреждениями и учреждениями здравоохранения».

Учет и планирование
Для организации прививочной работы первостепенную важность имеет полный и достоверный учет всех детей, посещающих дошкольное учреждение, наличие документации на каждого ребенка, строгий учет, получивших прививки в календарные сроки и медицинских отводов. Не меньшую роль играет обеспечение качественными вакцинными препаратами при соблюдении правил «холодовой цепи» при их транспортировке и хранении. Отчетность проводится ежемесячно, поквартально, ежегодно. Используются отечественные и зарубежные вакцины, зарегистрированные в России и имеющие сертификат.
Ответственность за обеспечение в достаточном количестве иммунными препаратами и полном охвате вакцинацией детей несет медперсонал ДОУ.

Проведение вакцинации
Вакцинация детей проводится в процедурных кабинетах ДОУ. В медицинском кабинете ДОУ план прививок анализируется: оценивается состояние здоровья данного ребенка на момент прививки, отсутствие медицинских противопоказаний временных или постоянных. Медицинская сестра заблаговременно оповещает родителей о проведении вакцинации. В день проведения профилактической прививки каждый ребенок осматривается врачом, с обязательной термометрией. При хороших показателях дается разрешение на проведение вакцинации. Все данные заносятся в медицинскую документацию: форма 063/у, 112у, журнал плана профилактических прививок. Для родителей выписывается памятка о сделанной вакцинации, даются советы по режиму дня и питания в поствакцинальный период (не вводить новые виды пищи, ограничить облигатные и индивидуальные аллергены). Для детей из групп риска составляется индивидуальный план подготовки к проведению вакцинации. В отдельных случаях обеспечивается консультация врача-дерматолога.
В конце месяца подводятся итоги иммунизации и сдаются в кабинет иммунопрофилактики детской поликлиники.

Организация противотуберкулезной работы
Туберкулез – важнейшая проблема в большинстве стран. Вакцинация против туберкулеза включена в Расширенную программу иммунизации. Вакцинация БЦЖ обеспечивает защиту от тяжелых генерализованых форм первичного туберкулеза.Организация противотуберкулезной работы включает в себя профилактические мероприятия, а так же систему мер, направленных на раннее выявление заболевания и диспансеризация инфицированных туберкулезом детей и основывается на следующих нормативных актах:

  • Федеральный закон «О предупреждении распространения туберкулеза в России» от 18.06.01г. №77-83;
  • СП 3.1.1295-03 «Профилактика туберкулеза»;
  • Приказ № 109 от 21.03.2003 «О совершенствовании противотуберкулезной помощи в РФ»;
  • Инструкция по организации диспансерного наблюдения и учета контингентов противотуберкулезных учреждений;
  • Инструкция по вакцинации и ревакцинации БЦЖ.

Для выявления контингента, подлежащих вакцинации и ревакцинации, а так же лиц с повышенной чувствительностью проводится туберкулинодагностика при помощи пробы Манту с 2 ТЕ. Массовая туберкулинопрофилактика регламентируется инструкцией по применению туберкулиновых проб.
Пробу Манту 2 ТЕ проводит медицинская сестра, имеющая допуск противотуберкулезного кабинета, после осмотра детей педиатром и термометрии. Через 72 часа проба оценивается.

Контроль санитарного состояния помещений детского сада

Дошкольное учреждение успешно, без замечаний прошло приемку к началу учебного года. Санитарное состояние помещений соответствует пп XIX – XXI СанПиН 2.4.1.2660-10. Детский сад укомплектован обслуживающим персоналом в полном объеме. Весь персонал прошел обучение санитарному минимуму, о чем имеются соответствующие записи. В достаточном количестве имеются моющие, чистящие и дезинфицирующие средства, разрешенные для применения в дошкольных учреждениях. Персоналом ежедневно проводится контроль соблюдения графика ежедневной и генеральной уборки помещений, график проветривания, график смены кипяченой воды для обеспечения питьевого режима и др.
Медицинское обслуживание проводится на основании Договора об организации медицинского обслуживания воспитанников МБДОУ №18 "Солнышко", в соответствии с которым проводится ежегодное медицинское профилактическое  обследование воспитанников и вакцинопрофилактика.

Договор об организации медицинского обслуживания воспитанников МБДОУ №18 "Солнышко"

Медицинские услуги в пределах функциональных обязанностей медицинского персонала Учреждения оказываются бесплатно.

Среда, 27 Февраль 2013 05:05

Питание

Питание

Полноценное четырёхразовое питание в соответствии с примерным десятидневным меню + фрукты и соки.

Ведётся контроль за качеством питания (разнообразием), витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов. Молочные и мясные продукты – ежедневно. Возможно корректирование меню для малышей, имеющих аллергические реакции.

"Детсадовская " еда

Отдельная тема - еда в детском саду. Вопреки распространенному мнению о том, что пища там невкусная и малопривлекательная, смеем заверить, что это не так. Рацион питания в детских садах просчитывается до мельчайших деталей - в нем присутствуют фрукты, овощи, злаки, мясо или рыба, молочные продукты и т.д. В том, что многие дети отказываются есть детсадовскую еду - вина отчасти их родителей, которые "приучили " их к новомодным сладким йогуртам, хлопьям и прочим изыскам. Поэтому совет родителям простой - приучайте детей к обычной и здоровой еде - супам, кашам, салатам и т.д. - и тогда проблем с едой в садике не будет. Вот только нередко встречаются дети, не отличающиеся хорошим аппетитом с рождения. Здесь главное поговорить с воспитателем и объяснить ситуацию, чтобы он ни в коем случае не заставлял насильно ребенка кушать - это может спровоцировать отвращение не только к еде, но и к детскому саду, а также ко всем воспитателям.
Есть еще одно важное обстоятельство, про которое нельзя забывать - один ребенок чувствует себя в садике как рыба в воде, для другого же тот же сад превращается в "комнату ужасов ", а все из-за индивидуальных особенностей.