Программа

Реализуемые образовательные программы:

Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 18 «Солнышко» с. Большой Бейсуг муниципального образования Брюховецкий район разработанная на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНА                                                                                                       УТВЕРЖДЕНА

протоколом заседания                                                                                            приказом

педагогического совета                                                                                          заведующей муниципального

от 31.08.2015 года №1                                                                                            бюджетного дошкольного

                                                                                                                              образовательного учреждения

                                                                                                                               детский сад №18 «Солнышко»

                                                                                                                              от 31.08.2015 года №109-О

 

 

 

 

 

Основная образовательная программа

дошкольного образования

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада

№18 «Солнышко» с. Большой Бейсуг муниципального образования Брюховецкий район

 

 

 

Разработана в соответствии с Федеральным

государственным образовательным стандартом

дошкольного образования,

примерной основной образовательной программой

дошкольного образования (одобренной решением

федерального учебно-методического объединения

по общему образованию протокол от 20 мая 2015 г. №2/15

и с учетом основной образовательной программы

дошкольного образования «От рождения до школы», под ред.

Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; издание 3-е,

исправленное и дополненное, 2015год.

 

 

                                                 352770, Краснодарский край,

                                                           Брюховецкий район,

                                                           с. Большой Бейсуг, ул. Деркача, 9

                                                                  Телефон (факс): 8 (861) 45 1 38

                                                                  E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

                                                                  Адрес сайта: www.solnyshko18.ru

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1.

Целевой раздел

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1.

Цели и задачи основной образовательной Программы

4

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию основной образовательной Программы

 

5

1.1.3.

Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

 

8

1.2.

Планируемые результаты

9

1.3.

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по основной образовательной Программе

 

12

2.

Содержательный раздел

16

2.1.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

 

 

16

2.2.

Формы, методы и средства реализации основной образовательной Программы

 

17

2.2.1.

Взаимодействие взрослых с детьми

26

2.2.2.

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников

28

2.2.3.

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

 

31

2.2.4.

Способы и направления поддержки детской инициативы

36

3.

Организационный раздел

39

3.1.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

 

39

3.2.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

39

3.3.

Кадровые условия реализации основной образовательной Программы

42

3.4.

Материально-техническое обеспечение основной образовательной Программы

 

45

3.5.

Планирование образовательной деятельности

46

3.6.

Режим дня и распорядок

51

3.7.

Культурно-досуговая деятельность (особенности традиционных событий, праздников, мероприятий)

 

53

3.8.

Краткая презентация Программы

55

 

Приложения

58

 

 

 

 

 

 

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

1.1.                 Пояснительная записка

Основным документом образовательной деятельности является основная образовательная программа дошкольного образования (далее Программа).

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ) муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждении детский сад №18 «Солнышко» с. Большой Бейсуг муниципального образования Брюховецкий район (МБДОУ ДС №18 «Солнышко») (далее Учреждение).

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее Стандартом), с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования, прошедшей экспертизу на соответствие ФГОС ДО, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. №2/15) (далее ПОП дошкольного образования), особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников и их родителей (законных представителей).

Программа является обязательным нормативным документом и наряду с Уставом служит основой для лицензирования, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей), аттестации педагогических кадров.

Программа состоит из обязательной части, которая составляет не менее 60% от ее общего объема и части, формируемой участниками образовательных отношений и оставляет не более 40%.

Обязательная часть Программы обеспечивает развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие), разработана с учетом образовательной программы «От рождения до школы» /Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, разработана с учетом парциальных программ:

 «Модифицированная программа «Берегиня» (О.Н. Погородняя, Л.В. Дмитриева), которая реализуется в смешанной дошкольной группе старшего возраста и включает в себя региональный компонент.

Программа «Юный эколог» (С.Н. Николаева), реализуемая в смешанных дошкольных группах.

Программа художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки» (И.А. Лыкова), реализуемая в смешанной группе раннего возраста.

Проектирование Программы (обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений) выстроено в соответствии с направлениями развития ребенка и включает различные взаимодополняющие программы, в том числе выбранные из числа вариативных программ и разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений (Приложение №1).

 

1.1.1.Цели и задачи Программы

Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию, и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

Педагоги поощряют участие детей в совместных подвижных играх и физических упражнениях на прогулке. Развивают инициативу детей в организации самостоятельных подвижных и спортивных игр и упражнений, поощряют самостоятельное использование детьми имеющегося физкультурного и спортивно-игрового оборудования.

Ежедневно проводится с желающими детьми утренняя гимнастика.

 

3.7. Культурно-досуговая деятельность (особенности традиционных событий, праздников, мероприятий)

Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя. Задачи педагога по организации досуга детей для каждой возрастной группы представлены в программе.[1]  Примерный перечень событий, праздников и мероприятий отражен в программе.[2] В Учреждении отмечаются государственные праздники, праздники, традиционные для группы и детского сада, дни рождения детей, которые проходят в разных формах (праздник, развлечение, тематическая беседа):

1 сентября – День знаний

27 сентября – День дошкольного работника

1 октября – День пожилого человека

4 ноября – День народного единства

последнее воскресенье ноября – День матери

Масленица

Пасха

1 апреля – День смеха

12 апреля – День космонавтики

1 мая – День весны и труда

9 мая – День Победы

1 июня – День защиты детей

12 июня – День России

8 июля – День семьи, любви и верности

19 августа – Яблочный Спас, Преображение Господне

22 августа – День государственного флага Российской Федерации.

 

3.8. Краткая презентация Программы

 Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее Стандартом), с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования, прошедшей экспертизу на соответствие ФГОС ДО, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. №2/15) (далее ПОП дошкольного образования), особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников и их родителей (законных представителей).

Учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие детей от 1 года до 7 лет. Формат образовательных услуг, оказываемых Учреждением, обусловлен наличием социального заказа, требованиями Стандарта и педагогическими возможностями.

Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию, и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования).

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть Программы обеспечивает развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие), разработана с учетом образовательной программы «От рождения до школы» /Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой., а часть, формируемая участниками образовательных отношений, разработана с учетом парциальных программ: «Модифицированная программа «Берегиня» (О.Н. Погородняя, Л.В. Дмитриева), программа экологического воспитания «Юный эколог» (С.Н.Николаева),программа художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки» (И.А. Лыкова).

Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, включает распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации предметно-пространственной среды.

Взаимодействия детского сада семьей — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

         Взаимодействие Учреждения с родителями (законными представителями) регулируется договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей. Учреждение обеспечивает права каждого ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и действующим законодательством РФ.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

  • изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
  • знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
  • информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
  • создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
  • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе;
  • поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольной образовательной организации заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребёнка;
  • открытость дошкольного учреждения для родителей;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье.