Размер шрифта:
A A A
Цвет сайта:
A A
Интервал между буквами :
Стандартный Средний Большой
Физкультурно-оздоровительная работа

Физкультурно-оздоровительная работа

zarjadka.pngФИЗКУЛЬТУРНО -ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДОУ

В раннем возрасте у ребенка очень высока двигательная и двигательно-речевая активность, которая в дошкольном возрасте дополняется познавательной активностью. Двигательная активность – необходимое условие, определяющее здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие человека. Движение имеет большое значение в раннем возрасте – оно положительно влияет на становление и развитие психических качеств ребенка. В дошкольном возрасте с помощью двигательной активности ребенок приспосабливается к окружающему миру. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма. Двигательная активность оказывает многостороннее оздоровительное влияние на организм ребенка: развивает мышечную и центральную нервные системы, опорно-двигательный аппарат, обеспечивает усвоение ребенком доступных его возрасту движений, укрепляет потребность в движениях. Регулярная физическая активность приводит к повышенному снабжению кислородом жизненно важных органов, предупреждает риск сердечно-сосудистых заболеваний и мышечной слабости, стимулирует здоровый образ жизни. Для нормального роста, развития и функционирования детского организма физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении должна быть направлена на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности

К физкультурно-оздоровительным мероприятиям в детском саду относятся следующие:

утренняя гимнастика – ее цель создать у детей хорошее настроение и поднять мышечный тонус. Виды утренней гимнастики: традиционная, ритмическая, игровая, оздоровительно-беговая, с использованием простейших тренажеров, с использованием полосы препятствий

физкультурные занятия - проводится постоянное обучение и воспитание, постепенное увеличение физической нагрузки, закрепление и совершенствование двигательных навыков и умений. Необходимо учитывать, чтобы при выполнении упражнений прилагались физические и умственные усилия. Виды физкультурных занятий: традиционные, игровые (на основе народных подвижных игр, игр-эстафет, с использованием подвижных игр), сюжетные, тренировочные, занятия-походы, физкультурно-познавательные, тематические), комплексные, итоговые).

В систему физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в нашем МБДОУ детский сад №18 «Солнышко» включены следующие мероприятия: дыхательная гимнастика, подвижные игры, занятия по физической культуре. 

Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре.

В процессе нашей деятельности мы пришли к выводу:

1. Осуществляя физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ, нам удается воспитывать в ребенке потребность в ЗОЖ.

2. Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ способствует формированию гармонически развитой личности гармонически развитой личности.

СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ

200x147x100389365_3011027_a82c63213786.png.pagespeed.ic.5YgGu5Mvxm.png

Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Для достижения целей значение имеют:

Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитием каждого ребенка;

Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

Творческая организация (креативность) процесса воспитания и обучения;

Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

Уважительное отношение к результатам детского творчества;

Обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;

Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ В ДОУ

Лечебная физкультура представляет собой комплекс мероприятий, которые необходимы для укрепления здоровья, а также для предупреждения и лечения различных болезней.

Для детей лечебная физкультура является несложной и очень эффективной. При правильно подобранной дозировке она не имеет побочных эффектов и различных противопоказаний. Лечебную физкультуру для детей применяют в качестве профилактики и лечения многих заболеваний: плоскостопия, нарушения осанки, дисплазии тазобедренных суставов, косолапости, коликов, пневмонии, желудочно-кишечных расстройств, бронхиальной астме и многих других болезней.

Для того чтобы ребенок развивался правильно ему необходимо постоянное движение. Особенно потребность в движениях и прикосновениях имеют дети до одного года.

С помощью лечебной физкультуры обеспечивается стимуляция деятельности всех систем и органов детского организма. Независимо от того, на какую часть тела идет воздействие, оно будет комплексным и гармоничным. Лечебная физкультура обязательно должна подбираться квалифицированным специалистом для каждого ребенка индивидуально. Только в этом случае обеспечивается правильное развитие ребенка, предупреждается отставание в росте, повышается эмоциональный тонус и появляется ощущение «мышечной радости».

Такая физкультура позволяет усиливать обменные процессы в организме ребенка, способствует снятию воспалительных процессов в различных органах и тканях, активизации процессов заживления ран и быстрой нормализации всех нарушенных функций в организме.

Как правило, в комплекс лечебной физкультуры входят:

    осуществление лечебного массажа;

    использование физических упражнений и подвижных игр;

    применение естественных факторов внешней среды (воздуха, солнца, воды);

    осуществление различных упражнений с применением тренажеров;

    применение различных лечебных положений тела;

    проведение трудотерапии.

С помощью физических упражнений формируется правильная осанка, улучшается координация движений, устанавливается правильное дыхание, повышаются силы и выносливость организма, развиваются волевые качества личности, улучшаются функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем, закаливается и укрепляется весь организм ребенка.

Для лечебной физкультуры есть как показания, так и противопоказания. Лечебной физкультурой нужно заниматься:

всем здоровым детям;

детям, которые имеют какие-либо временные отклонения от нормального состояния здоровья;

детям, которые имеют различные заболевания: искривления позвоночника, косолапость, плоскостопие, кривошею, запоры, колики, пневмонию, бронхиальную астму и т.д.;

 Противопоказаниями являются:

    наличие высокой температуры тела;

    общее недомогание ребенка;

    кровотечения;

    острая форма или фаза обострения любого заболевания;

    возникновение гипер- и гипотонических кризов.

Заниматься с ребенком лечебной физкультурой нужно каждый день или через день. Занятия должны быть регулярными. Физическая нагрузка увеличивается постепенно. Все упражнения подбираются для каждого ребенка индивидуально, исходя из его возраста, особенностей развития организма, а также периода и формы заболевания.

Перед тем как начать выполнять упражнения лечебной физкультуры в домашних условиях, комнату необходимо проветрить и провести в ней влажную уборку. Занятия проводятся на спортивном коврике и при открытой форточке. Ребенок обязательно должен быть в свободном спортивном костюме, чтобы ничего не стесняло его движений. После проведения гимнастики можно осуществлять закаливающие процедуры (влажное обтирание тела утром и мытье ног прохладной водой вечером), но только если позволяет состояние ребенка.

Полезные материалы: